Будем объективны, в большинстве случаев, цена очень важный фактор при продаже недвижимости. В нормальных условиях “рынок” довольно чувствительно относится к значительной амплитуде цен. Поскольку мы все хотим иметь успешную выгодную сделку для продавца, которая соответственно принесет больше комиссионных, чем могла бы принести продажа аналогичного объекта.
Установите совместно с продавцом цену слишком большой и вы увидете как мало покупателей на вашу недвижимость: даже увеличение на 10% по сравнению с текущей рыночной стоимостью приведет к тому что не менее 30% потенциальных покупателей пройдут мимо вашего объявления в газете или сети Интернет. А не указывать цену в данном случае вообще моветон – “двусторонняя” трата времени.
С другой стороны, мы же не можем установить цену слишком низкой – это не принесет продавцу ожидаемого от продажи морального удовольствия, чувства удовлетворенности, а риэлтору – хороших комиссионных. Так что же это нам дает? Давайте посмотрим на факторы, которые не влияют напрямую на цену (которую вы собираетесь совместно с покупателем установить).
1. Цена, которую продавец заплатил за объект. Забудьте о ней – она не имеет значения будь продажа, 3 месяца, 3 года или 30 лет назад – она не имеет ни малейшего отношения к текущей цене. Ну разве что самое небольшое. Сегодняшняя цена это та, которую рынок заплатит сегодня, не вчера.
2. Улучшения, которые вы сделали. Можно ожидать, что замена крыши, обновление кухни или в ванной дополнительно увеличит стоимость имущества, но это не так. Хорошее состояние дома благосклонно скажется на сроках продажи объекта, но не всегда на стоимости. Так, например, очень часто приходится встречать “переоцененные” объекты – первичка+хороший ремонт в полтора раза дороже аналога вторички с ремонтом похуже – экономный покупатель вряд ли выберет первый вариант в настоящее время.
3. Сколько денег нужно продавцу. Ни одного потенциального покупателя не интересует зачем и почему именно такая сумма вдруг понадобилась. Возможно следует объяснить продавцу в чем он не прав – что ему стоит пересмотреть свои ожидания, либо объяснить, что продавать в это время по такой цене бессмысленно.
4. Сосед продал за столько-то. “Классный” аргумент конечно, но это далеко не единственный фактор ценообразования прежде всего потому, что “мало ли что там у соседа” и насколько объекты вообще можно сравнить по своим характеристикам и состоянию.
Так как можно объективно судить о ценообразовании без привлечения стороннего оценщика за дополнительные деньги? В общем случае, лучший показатель цены – цена недавно проданных объектов по сопоставимым свойствам и характеристикам. Также вы должны обратить внимание на то, что в настоящее время творится на рынке, оценить своих конкурентов – объект вашего клиента – продавца – ведь не единственный на рынке. Завышение стоимости лишь будет делать более привлекательными предложения ваших конкурентов: поэтому нужно трезво оценивать стоимость квартиры/дома исходя из количества спален/комнат, метража, типа, состояния/ремонта, бытовой техники/мебели.
Правильная цена на недвижимость способствует развитию большего интереса профессионалов в сфере недвижимости, большей открытости и повышенной активности покупателей. Установите совместно с продавцом справедливую цену и вы будете вознаграждены более быстрой продажей и наименьшими неудобствами.